История
История МБОУ Краснозоренской СОШ
«Прапрабабушкой» нынешней Краснозоренской средней школы является четырехклассная школа для детей железнодорожников, которая начала функционировать на станции Россошное в здании железнодорожного депо в 1878 году. В ней учились дети железнодорожников, начиная от станции Моховая до станции Измалково. Школьная программа того времени хотя и была общеобразовательная, но имела железнодорожный уклон. Так повелось, что родители стремятся воспитать своих детей по своему образу и подобию. И там, где эта традиция строго соблюдается, складываются замечательные трудовые династии. Жаль, что традиция эта нарушена в эти дни. Особенно в нынешнем селе. В такой роли школа была до 1917 года.
После октябрьской революции коренным образом изменилась школь-ная программа. На базе четырехклассной школы образовалась семилетка. Школа опять таки имела железнодорожный уклон, но контингент учащихся пополнился за счет сельской молодежи. И это понятно почему. Крестьянским детям до революции лишь немногим удавалось получить образование. Новое время требовало хотя бы элементарной грамотности от каждого члена общества. За букварь садились дети и их родители. Была поставлена задача - лик-видировать безграмотность (ликбезы). Ходили учителя по дворам, учили людей хотя бы расписаться на первый случай. У молодежи и у пожилых людей была огромная тяга к знаниям. Итак, наша школа к 30-м годам преобразовы-валась в обычную общеобразовательную. И вот тридцатые годы. В стране идет массовая коллективизация. Создаются колхозы. Сельскому хозяйству нужны агрономы, зоотехники, механизаторы, руководители хозяйств. Здесь ставка делается именно на молодежь, которая отзывчива на любое новшество. И в 1930 году недавняя обычная семилетка преобразуется в школы с аг-рономическим уклоном, они были рассчитаны на подготовку кадров для сельского хозяйства.
В 1935г школа - совучхоз преобразована в нынешнюю общеобразова-тельную среднюю школу. Самой светлой полосой в жизни Краснозоренской средней школы считается несколько предвоенных лет. Учащиеся того времени
помнят эту хорошую школу. Двухэтажное здание на месте конторы «Сельэнерго», отличная мебель, отдельные кабинеты по физике, химии.... В школе обучалось до 1000 учащихся. Преподаватель русского языка илитературы Ираида Михайловна Прокопова, супружеская пара Вдовиных Павел Иванович, преподаватель литературы и его жена Мария Алексеевна - математик. Запомнилась она довоенным выпускникам своей обаятельностью и как певица. Добрым словом вспоминают довоенные выпускники завуча Андрея Зосимовича Щедрина и его жену Полину Ивановну - учительницу начальных классов. Помнят бывшие учащиеся преподавателей физики, химии, зоологии Андреевых Максима Елизаровича и его жену Елизавету Федоровну. Получить государственную награду в довоенные годы было не так-то просто. Но первым орденоносцем в педагогическом коллективе Краснозоренской средней школы была преподаватель русского языка и литературы Анна Фёдоровна Фа-леева. Выпускница довоенных лет, проработавшая в школе 40 лет, Мария Мироновна вспоминала:«Окончился выпускной вечер, всю ночь мы веселились, гуляли. Мы почувствовали себя взрослыми. Как она сложится наша самостоятельная жизнь? И спустя несколько часов узнаем: началась война. Это был первый ужас для сверстников нашего поколения. На фронт ушли многие выпускники. На защиту отечества ушел директор школы Николай Алексеевич Некрасов, преподаватели И.Г.Борисов, И.Г.Шеховцов, В.С.Тарасов, он был командиром истребительного батальона, Тарасов Н.М. Многие из них не вернулись с фронта».
Во второй половине ноября 1941 года великолепное школьное здание сгорело. После изгнания фашистов с территории района (16 декабря 1941 г) новый учебный год начальные классы Красной Зари и Россошного начали в арендуемых помещениях (домах), а средняя школа продолжала занятия в селе Давыдово, в родовом поместье героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова. И лишь в 1947 году школа возвращается в Красную Зарю и продолжает работать в здании железнодорожного депо.
Школа наша общеобразовательная, сельская и, естественно, педагоги-ческий коллектив в послевоенные годы, когда нужно было восстанавливать нарушенное войной сельское хозяйство, подготовка кадров ориентировалась именно для села. В пятидесятые годы школа преуспевала неплохо. Добрую память о себе оставила биолог Евгения Степановна Волкова, она в 1948 году возглавила аграрный цех школы. Начиналось с небольшого. Был выделен не-большой участок земли. На площади в полгектара в 1949 году был заложен сад. Вместе с юными садоводами трудились на пришкольном участке и ово-щеводы. Школа находилась в депо, а участок там же, где он и сейчас, (школьного здания еще не было, здесь были окопы и землянки). Каждое зве-но имело свой персональный участок. Звенья между собой соревновались. Лучшим звеном по выращиванию помидоров было звено Хрипковой Марии. Много раз свои достижения Краснозоренская школа демонстрировала на областной выставке народного хозяйства.
В 1952 году началось строительство Краснозоренской средней школы ниже школьного участка к «Заказу». Здание планировалось
П-образное, двухэтажное, с просторными светлыми классными комнатами, библиотекой, спортивным залом. На строительство школы ассигновано 740 тысяч рублей. Сооружение здания планировалось закончить в 1954 году. Строительство школы вела областная контора «Орелсельстрой», но закончено строительство школы было в 1955 году с изменениями в проекте, вместо спортивного зала были построены учебные классы. Рядом со школой построен трехквартирный деревянный дом для учителей.
1 сентября 1955 года было торжественное открытие школы, после вы-ступлений была перерезана красная лента (перерезала ее лучшая ученица школы Болотина Валя), а директором был Алдонов Иван Филиппович.
10-е классы первыми вошли в новую школу, их было три. Наполняемость 30 и более учащихся. Для учеников, учителей и родителей это событие было величайшей радостью.
Об открытии новой Краснозоренской школы узнала вся страна, было объявлено по Центральному радиовещанию.
Идея строительства новой школы возникла у учителя Виктора Васильевича Хрипкова. Иван Филиппович Алдонов поддержал эту идею и воплотил ее в жизнь, он был заведующим РОНО. Оба были фронтовиками.
В 1956 году на пришкольном хозяйстве появился цветник, поражающий людей своей красотой, ухоженностью, крольчатник, питомник, пчелопасека, дендрарий. Всем этим хозяйством командовала Волкова Евгения Степановна. При ее участии в поселке был разбит Сквер Победы, посажены сады в колхозе «40 лет Октября», в совхозе «Россошенский».
В 1958 году из учашихся 8-9 классов была создана тракторно-полеводческая бригада, которая по договору с колхозом «40 лет Октября» обрабатывала участок в 78 га пахотной земли. Бригада эта вырастила урожай картофеля по 140 центнеров с га на 20 гектарах, зеленой массы кукурузы по 390 центнеров на 18 гектарах. Опытническая работа в школе была на высоте.
К руководству производственной практикой в школе привлекались все учителя. Зимой на занятиях по агротехучебе они получали необходимые сведения по агротехнике выращиваемых культур, что помогало им руководить сельскохозяйственным трудом учащихся. Работой на сельхозмашинах руководил непосредственно механизатор, к которому был прикреплен учащийся для прохождения практики. В индивидуальных дневниках отмечались виды работ и ставилась оценка за практику. Осенью, после прохождения практики, ученики переводились в следующий класс. Итоги учебно-хозяйственного года подводились на празднике « День Урожая», который был в нашей школе традиционным. Учащиеся с нетерпением ждали его и серьезно готовились к нему.
Добрые воспоминания хранит память о людях, которые были создателями комсомольско-молодежного лагеря и их наставниках-учителях. Первый комсомольско-молодежный лагерь труда и отдыха в Краснозоренском районе был основан в Краснозоренской средней школе по инициативе директора этой школы Алдонова Ивана Филипповича.
Большую помощь в организации и обеспечении лагеря всем необходимым оказывал председатель колхоза «40 лет Октября» Боченков Иван Николаевич. Сам лагерь находился в лесу,на поляне выше пруда. Были разбиты палатки, в которых жили учащиеся и учителя, также была и столовая, спортивная площадка. Основной задачей лагеря было укрепление здоровья учащихся. Но согласно распорядку дня, учащиеся по несколько часов трудились на колхозном поле, которое находилось рядом с лагерем. Составлен был режим работы лагеря. Просыпались под горн, затем физзарядка под баян, умывались в пруду, завтракали, отдыхали, работали на колхозном поле: пололи просо, кукурузу, свеклу, затем обед, отдых и мероприятия согласно графика. Играли в футбол, волейбол, городки, плавали, бегали, прыгали, разучивали песни, танцы, пляски. Знакомились с растениями леса, готовили гербарий, занимались зарисовками и фотографией, мастерили. Учились готовить пищу. Давали концерты художественной самодеятельности.Учителями-наставниками были: Алдонов И.Ф., Трубицына А.Н., Павлова А.С., Лобов И.Я., Трубицын Н.М., Лешедько А.Я., Тарасов А.И., Полякова В.А., Шеховцов В.Н.
Наша школа на протяжении многих лет занималась цветоводством и декоративным садоводством. Вся территория участка и школы была обнесена живой изгородью. На пришкольном участке были размещены плодовоягодный сад и питомник, коллекционный участок медоносов, опытное поле, виноградник, парники, теплица, географическая площадка, водоем, дендрарий и цветник. В дендрарии 43 вида кустарников, в том числе 15 видов сирени, туя, ель, скумпия, гибрид черемухи и рябины. Цветов однолетних 33 вида, многолетних -13. Участок ежегодно пополнялся новыми видами растений из двух своих питомников. Да и школа посылала свои семена в различные области страны. Даже в Сибирь и Сахалин дошли краснозоренские семена.
Школьный цветник получил большую известность за то, что в нем было создано непрерывное цветение с ранней весны до зимы. Экспонаты со школьного участка в течение двух лет были представлены в Москве на выставке. За опытническую работу школа была занесена в Книгу почета. Среди школ области по цветоводству мы заняли первое место, за что получили Похвальную грамоту, а звено Вали Хрипковой получило переходящее Красное Знамя области и было награждено туристической путевкой в Крым. Цветоводство имело большое воспитательное значение. Наши биологи, изучая жизнь растений, всегда обращались к живой лаборатории. А у ребят работа в цветнике способствовала развитию эстетических чувств и любви к труду.
Кроме цветоводства учащиеся изучали по выбору комбайн, трактор, швейное дело, овощеводство, основы животноводства. Сдавали экзамены по специальности и получали удостоверения. И как всем это в жизни пригодилось! Работали кружки: авиамодельный, судомодельный и многие другие. Была агрохимлаборатория. Организована художественная самодеятельность: хор учительский и ученический, ансамбль баянистов, струнный оркестр, ду-ховой оркестр, кукольный театр. Ставили пьесы, проводили тематические вечера, концерты.
Учащихся в это время в школе было много, занятия проводили в две смены, в двух школьных зданиях: в депо и в новом здании школы. Это создавало ряд неудобств, но с этим мирились.
Средства на приобретение различных инструментов и инвентаря уча-щиеся и учителя зарабатывали сами в ближайших хозяйствах.
В 1966 году была построена пристройка к основному зданию школы с классными комнатами и спортивным залом.
Директорами школы были: Алдонов Иван Филиппович, Юдаичева Екатерина Федоровна, Козьмина Татьяна Константиновна, Еленская Мария Антоновна, Сидоров Федор Алексеевич, Фомина Валентина Дмитриевна, Митин Петр Фаддеевич, Киселев Вячеслав Григорьевич, Ряполов Виталий Иванович.
На сегоняшний директором школы является Быковский Михаил Михайлович.
В Краснозоренской средней школе трудились всеми уважаемые люди: Петр Фадеевич Митин, заслуженный учитель школы РСФСР, фронтовик, отмеченный орденами и медалями за его ратный труд на фронтах Великой Отечественной войны. Митина Любовь Петровна, его жена,учитель русского языка и литературы, Савенкова Раиса Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, Корсакова Татьяна Ефимовна, учитель химии и биологии, Трубицын Николай Михайлович, учитель черчения и рисования, Фризин Иван Васильевич, учитель физкультуры, Смирнов Александр Иванович, учитель математики, Лобов Иван Яковлевич, учитель труда, Лобова Екате-рина Ивановна, учитель начальных классов, Власова Александра Васильевна, учитель начальных классов, Соломина Анастасия Алексеевна, учитель на-чальных классов, Трубицына Антонина Николаевна, учитель географии и биологии, Лобов Николай Яковлевич, мастер производственного обучения, Крынин Николай Степанович, учитель трудового обучения, Александрова Юлия Григорьевна, учитель трудового обучения, Филимонов Василий Васильевич, учитель музыки, Карпухина Тамара Павловна,Потапова Зоя Федоровна, Харламова Галина Николаевна, учителя иностранных языков, Зеленова Анна Даниловна, Бакутин Михаил Иванович, Павлова Антонина Степановна, учителя начальных классов, Шеховцов Владимир Николаевич, Потапов Анатолий Иванович, Алтунина Нина Сергеевна, учителя физкультуры, Сидоров Федор Алексеевич, учитель физики, Алдонов Виктор Васильевич, учитель автодела, Семичев Станислав Алексеевич, инструктор по вождению, Соломатин Иван Тимофеевич, учитель автодела, Сапрыкин Юрий Петрович, учитель математики.
Много лет в Краснозоренской средней школе велась работа, основанная на том, чтобы все лучшие традиции, обычаи, подвиги русского народа, все, что есть полезного у русской нации воплотить в своем воспитаннике. Эту работу начинали, направляли, воплощали по мере своих сил Краснозоренские учителя: Митин П.Ф., Фомина В.Д., Бакутин М.И., Карпухина Т.П., Смирнов А.И., Трубицына А.Н.
Для полной реализации этой идеи возникала необходимость упорядочить, привести в систему учебно-воспитательную работу в целом. Были созданы музеи трудовой и боевой славы, проводились экскурсии. Школа хорошо выглядела в этом плане в области, отмечалась на областных совещаниях. Хорошо была поставлена туристическая и краеведческая работа. Заслуга в этом Трубицыной Антонины Николаевны, Потапова Анатолия Ивановича.
На протяжении многих лет по патриотическому воспитанию учащихся нашей школе не было равных: встречи с воинами - ветеранами Великой Отечественной войны, земляками и теми, кто освобождал с. Россошное и п. Красная Заря от немецко-фашистских захватчиков, поездки для встречи с ветеранами в городах-героях Москве, Волгограде, Ленинграде, Одессе, Севастополе и в других местах. А сколько было проделано поисковой работы во главе с Фоминой В.Д.! Она действительно старалась делать все, чтобы был «никто не забыт, ничто не забыто». И те, кто с ней работал, собирая весь материал, именем павших клятву давали.
Не одно поколение краснозоренцев вышло из стен нашей школы, полу-чив путевку в большую жизнь. В разные периоды жизни школа не раз меняла свой профиль, систему образования и воспитания своих питомцев. Но школа жила, живет и делает свое доброе дело.
Многие выпускники стали известными людьми. Среди них генерал Владимир Иванович Тарасов, доктор биологических наук Нина Ивановна Потапова, председатель районного суда Николай Николаевич Хамошин, облвоенком Евгений Александрович Гришин, доктор исторических наук Александр Михайлович Трубицын, заслуженный учитель школы РСФСР Ирина Викторовна Сальникова.
Воспитанники нашей школы осваивали целину, воевали в горячих точках.